Какова история единорога? Откройте для себя легендарное существо, старое как мир, которое никогда не перестало проявлять свое очарование. Вторая часть: от Марко Поло до наших дней.
«Гадко созерцать»: единорог Марко Поло
В дополнение к источникам античности и средневековых бестиариев (мы говорили об этом в первой части статьи), одно из самых известных «описаний» единорогов принадлежит Марко Поло (1254-1324), который посвящает этим существам несколько строк в «Книге о разнообразии мира», когда он рассказывает о своих исследованиях острова, он определяет как «маленькую Яву», жители которой:
У них есть дикие слоны и единороги, не менее крупные, чем слоны, которые напоминают буйволов на меху и ноги слонов на ногах. У единорога тогда есть очень большой и черный рог на лбу; и я скажу вам, что он не защищает себя этим рогом, но использует свой колючий язык и колени. Ее голова напоминает голову дикой свиньи и всегда носит ее низко; очень любит оставаться между грязью и грязью; это очень уродливо смотреть и совсем не похоже на то, что у нас есть о нем, и на то, что мы говорим, когда описываем его как животное, которое позволяет себе быть взятым в объятия девственницы; это как раз наоборот.
Марко Поло, Il Milione, записанный на итальянском языке Марией Беллончи, ERI, 1982
Очевидно, что описание, предоставленное Марко Поло, является описанием яванского носорога. Как бы то ни было, венецианский путешественник должен быть признан одним из первых, кто дал описание «единорога», который отличается от аллегорически-христианского.
Кроме того, после поездки Марко Поло на Восток и последующего открытия дверей Азии на Запад началась настоящая беспощадная охота на единорогов . Неважно, существовал он или нет: важно было заняться охотой и сделать ее причиной славы и престижа .
Ренессансные обманы
Охота на единорога продолжалась до эпохи гуманистического ренессанса , когда фантомные рога единорога начали выставляться в аптеках и особенно в так называемых «комнатах чудес» ( Вундеркаммер ), в которых выставлялись необычные предметы.
По правде говоря, в подавляющем большинстве случаев это были бивни нарвала , китообразного со спиралевидным зубом длиной до трех метров; эти клыки выдавались торговцами, которые заставляли за них платить золотом, как рога единорогов.
Единорог между наукой и правдой
Первым, кто продемонстрировал, что рога, выставленные в камерах чудес Ренессанса, были зубами нарвала, был датский зоолог Оле Ворм (1588-1654) в 1638 году, что было полной научной революцией.
Времена изменились: с появлением современной науки единорог начал выходить из бестиариев, чтобы войти в первые работы натуралистической систематики, из которых они вскоре были исключены из-за невозможности найти образец (но, однако, указывалось, что, по крайней мере, до середины XIX века в трактатах естествознания и зоологии продолжали размещать рядом с фантастическими также и легендарных животных).
В 1827 году французский натуралист Жорж Кювье (1769-1832), отец катастроф, подтвердил невозможность существования периссодактильного млекопитающего с одним лобным рогом: охота на единорога была внезапно прервана.
Страницы литературы
Это не означает, что единорог перестал оказывать значительное влияние на коллективное воображение и что его легенда сохранилась на страницах европейской и мировой литературы.
Например, Хорхе Луис Борхес (1899-1986) описывает единорога в «Руководстве по фантастической зоологии», написанном в сотрудничестве с Маргаритой Герреро и опубликованном в 1969 году в окончательной версии под названием «Книга воображаемых существ» .
Как и все легендарные существа, единорог наслаждался и наслаждается огромным богатством в фантастической литературе всех времен: Роулинг вставляет его в сагу о Гарри Поттере и наделяет его особыми магическими свойствами ( кровь единорога способна сделать бессмертным все те, кто его пьет); это также упомянуто в псевдобиблионе «Фантастические звери»: где их найти , где оно классифицируется как «опасное» и «поддающееся лечению опытным магом».
Итак, литературные ссылки на единорога, использование его изображения в рекламных целях, тот факт, что благодаря социальным сетям он стал символом поп-культуры, показывают, насколько далеко не исчерпан шарм этого легендарного существа.
Фото на обложке: Доменико Дзампиери, известный как Доменикино, Богородица с единорогом , около 1602 г., Палаццо Фарнезе, Рим