Между историей и мифом: в поисках единорога

Какова история единорога? Откройте для себя легендарное существо, старое как мир, которое никогда не переставало проявлять свое очарование. Первая часть: от истоков мифа до средневековья.

Единорог, вечный символ

Символ благородства и чистоты, разыскиваемый, замечаемый, описываемый и прославляемый в каждом столетии, единорог, безусловно, входит в число самых известных легендарных существ. Сказочное животное древней и средневековой символики, оно в основном представлено в виде белого оленя, с конской гривой и рогом (обычно спиральным) на лбу

В последние годы, особенно в социальных сетях, единорог стал одним из главных героев поп-культуры: это мифологическое существо, ассоциирующееся с зефиром и радугой, было возведено в символический образ толерантности, оригинальности, магии, обретая характер универсальной иконы сказочного и волшебного мира. Не говоря уже о повторных открытиях единорога в литературе (фэнтези и не только).

И поэтому даже сегодня это волшебное существо продолжает излучать то очарование, которое оно имело в прошлые века. Хотя на протяжении веков (точнее, тысячелетий) это не всегда ассоциировалось с блестящими цветами и пастельными оттенками …

Рафаэль, Дама с Единорогом
Рафаэль, Дама с Единорогом , 1505-1506, Галерея Боргезе, Рим

Истоки легенды

Единорог — древнее мифологическое существо : даже в древних месопотамских и долинных цивилизациях Инда были изображения этого легендарного зверя; даже животное, упомянутое в Библии как re’em , на протяжении веков неоднократно переводилось как «единорог» (хотя это, вероятно, дикий буйвол).

Первые исследования о происхождении легенды о единороге датируются некоторыми работами греческого историка Кте́сия Кни́дского (V-IV век до н.э.), в которых рассказывается о диком животном с рогом, обладающим лечебными свойствами.

Скорее всего, описание Ктезия является результатом сравнения ряда неверно истолкованных описаний индийского носорога, рог которого использовался правителями некоторых регионов Индии для изготовления чашек, способных обезвредить яды. Предполагаемое целебное достоинство рога единорога-носорога связано с тем фактом, что с доклассической древности ему приписывалось сексуальное значение (из-за «фаллической» формы считалось, что рог носорога является ценным средством получить сексуальную потенцию).

Но, в дополнение к носорогу, единорога, возможно, часто путали с арабскими ориксами (похожими на антилоп), косулями только с одним рогом, антилопами канна (Taurotragus oryx) , даже домашними козами с деформациями в тканях; эта проблема широко обсуждается, но, учитывая обилие и разнообразие источников, содержащих фантомные описания этого существа, представляются приемлемыми многие гипотезы .

Фриз с изображением единорога в ападанском дворце Сузы
Фриз с изображением единорога в ападанском дворце Сузы (дворец персидского царя Дария I), сегодня в Иране, в конце 6-го века до нашей эры.

Христианская интерпретация

Легенда о единороге и культе его рога вскоре достигла западной иконографии , в изображениях которой рожок родился на лбу животного, на котором находился духтаким образом, особенно благодаря христианскому влиянию, первоначальный сексуальный смысл рога единорога-носорога был одухотворен, и его целительная сила была связана с мистическими свойствами .

Таким образом, единорог стал символом чистоты и силы: христианская символическая интерпретация единорога восходит к древним сагам и ранним христианским религиозным текстам и показана в средневековых миниатюрах и гобеленах, которые показывают, что его можно поймать только с помощью девственницы, к которой он спокойно подходит и засыпает у неё на животе; после чего, заключенный в тюрьму охотниками, он предан смерти. В этой символике мы читаем толкование концепции Христа Девой Марией (сцена, происходящая в закрытом саду или в розарии, в которой ангел Гавриил будет представлен как охотник, толкающий единорога к Богородице с помощью охотничьих собак, символов богословских добродетелей или кардиналов).

Христианская символика единорога тогда стала обвиняться в двойственности (некоторые толкователи, взяв Талмуд , связывали его со злом; для Святого Василия это был дьявол), но, в общем, доминирующая интерпретация заключалась в том, что существо рассматривалось как символ добродетели и силы духа .

Джорджоне, Санта-Джустина
Джорджоне, Санта-Джустина как аллегория целомудрия , около 1510 г., Рейксмузеум, Амстердам

Между бестиариями и рассказами: единорог в средние века

Между вторым и третьим веками нашей эры в Александрии, была написана небольшая работа, Физиолог, содержащая символическое описание животных, растений и камней, представленных в аллегорическом ключе посредством некоторых цитат из Священного Писания.

Что касается единорога, функция его рога как противоядия от яда все еще описана в физиологе :

Прежде чем другие животные пьют, змея приближается и выплевывает яд в воду. Но те животные, которые знают это, не смеют пить. Они ждут единорога. Это прибывает, немедленно входит в озеро и отслеживает знак креста с его рогом. Это отменяет действие яда. Только после того, как выпил единорог, все другие животные пьют.

Христианская символическая интерпретация единорога была позже богато изображена в средневековых бестиариях , и вера в анти-ядовитую силу рогов единорога имела определенное распространение в Европе «среднего возраста». В алхимической иконографии образ единорога распространился как символ изначальной сущности ртути , которая должна быть приведена в более высокое единство со львом, серой.

Тем не менее, в некоторых работах характерные черты и особенности, которые обычно приписывают единорогу, были взяты слоном: в романах из коллекции Gesta Romanorum (конец XIII — начало XIV века) мы читаем о царе, который убивает слона, который заснул на утробе девы обнаженная и опускающая пальто в кровь животного.

Иллюстрация из Бестиария Нортумберленда
Иллюстрация взята из Бестиария Нортумберленда , мс. 100, фол. 11, 1250-1260, Музей Жана Поля Гетти, Лос-Анджелес

Но миф о единороге наверняка не исчезнет; действительно, между поздним средневековьем и эпохой гуманистического ренессанса это существо заставляло бы людей говорить о себе, как никогда раньше … Продолжите во второй части .

Фото на обложке: Доменико Дзампиери, известный как Доменикино, Богородица с единорогом , около 1602 г., Палаццо Фарнезе, Рим

Alla scoperta della storia dell’unicorno, creatura leggendaria che non ha mai smesso di esercitare il suo fascino. Parte 1: dalle origini al Medioevo.

Источник: Tra storia e mito: alla ricerca dell’unicorno (parte 1)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.